Технология YATI

Технология YATI

В прошлом году миру была представлена новая разработка компании Яндекс — технология YATI (Yet Another Transformer with Improvement), которая анализирует текст с помощью обученных алгоритмов. Применение системы повышает для поисковых служб качество понимания написанного.

По сути, технология представляет собой улучшенную структуру нейронных сетей, которые назвали трансформерами. Ранее Яндексом уже была предложена подобная архитектура. Она успешно использовалась для решения задач в области компьютерной лингвистики и понимания естественного языка. Теперь же публике предложили новую версию технологии.

Хотя название большое и сложное, сама система достаточно понятна. Если рассматривать ее с точки зрения SEO, то она представляет собой новый фактор, который важен для ранжирования.

Чтобы разобраться в YATI, нужно узнать, что такое искусственные нейронные сети. Они представляют собой математическую модель, которая позволяет получать сведения из машины знаний в зависимости от загруженных данных. Также нейронные сети помогают оценить суть страницы и ее соответствие запросу.

Можно ли использовать YATI в продвижении и как это сделать?

Яндекс выпустил новый современный продукт, который должен значительно улучшить процесс продвижения. Но для начала специалисты СЕО, маркетологи и другие работники в сфере рекламы должны разобраться, как работать с новой системой.

Разработчики YATI утверждают, что технология обеспечит более 50% вклада в ранжирование. Поэтому в качестве результата можно ожидать:

  • «смысл» встанет во главе угла и теперь не нужно будет оптимизировать тексты;
  • добавление ключей, составление заголовков канут в лету;
  • оценка вклада зависит от того, какие поисковые запросы имеются в виду.

Сначала поисковая система Yandex обучалась для повышения качества ранжирования выдачи по нечастым запросам. Но по ним и так немного документов, поэтому показатель вклада в ранжирование более 50% особенно актуален для таких редких запросов. Противодействие «смысла» с вхождениями еще имеет место быть в результатах выдачи. Причем «смысл» планомерно одолевает вхождения.

Семь обязательных дел

Чтобы технологии YATI стали работать в вашу пользу, необходимо пройти 7 важнейших шагов. И тогда ваши позиции заметно вырастут.

  1. Оптимизируйте под YATI.

    Ранее этот совет применялся к двум другим известным алгоритмам: «Королев» и «Палех». Задача состоит в следующем: максимизация числа слов из продвигаемого поискового запроса, которые присутствуют в контексте. Например, мы определяем запрос «металлические входные двери» и максимизируем число отдельно взятых слов, которые встречаются в контексте с этим словосочетанием, в системе поиска.

    Для решения задачи разработан специальный инструмент — «Техническое задание для копирайтера». Там применяются:

    • точные синонимы, которые давно попали в учет;
    • слова из подсветки в выдаче;
    • словосочетания, определяющие тему (нередко появляются в документации, но не соответствуют поисковым фразам из запроса);
    • слова, которые используют конкуренты, но они отсутствуют на продвигаемой странице (Анализ ТОП по KPI).
  2. Оценка содержимого и разделение на фрагменты.

    Результат работы алгоритма — выделение определенных областей в тексте и подача их на вход в нейронную сеть. Затем данные оцениваются по степени соответствия выбранного словосочетания с запросом в поиске.

    Важный этап работы — форматирование написанного. Он включает:

    • разбивку на заголовки различного уровня;
    • вынесение главных и ключевых словосочетаний, а также выделенных фрагментов.

    Другими словами, фразы, определяющие тематику, должны быть расположены в тех кусочках, которые будет обрабатывать нейронная сеть. Обычно это заголовки и точечные фрагменты.

  3. Проверяйте и оптимизируйте список самых популярных запросов для документов.

    Об этом нюансе уже много раз говорилось. Каждый должен понять, что это критически важный фактор.

    Для выполнения поставленной задачи нужно сделать следующее:

    • Оцените запросы из поиска, по которым пользователи перешли на сайт. Они должны быть релевантными. Если это не так, придется принимать меры. Возможно, стоит снова заняться оптимизацией страницы, удалить некоторые фразы с точки зрения контекста.
    • Улучшите релевантность по тем фрагментам, по которым уже происходили переходы на страницу.
  4. Популярные запросы для хоста.

    На этом этапе стоит уделить внимание следующему:

    • сведения для хоста по-прежнему влияют на факторы для конкретной страницы;
    • контроль по пунктам из предыдущего раздела актуален по отношению ко всему сайту, а не только к отдельной странице.
  5. Усовершенствуйте семантическое ядро для оптимизации по запросам с низкой частотой.

    Лучше всего, если это будут запросы-синонимы и вложенные запросы. Они благоприятно сказываются на продвижении по наиболее общим и близким по содержанию фразам с высокой частотой.

    Например, запрос «СЕО продвижение сайта стоимость в Минске» поможет следующим фразам:

    Существующие алгоритмы Яндекса считают слова «СЕО», «SMM» и «продвижение» близкими по значению.

  6. Помните про конкурентный анализ.

    Сегодня достаточно инструментов и способов для анализа ТОП-выдачи и конкурентов в разрезе СЕО. Изучая этот вопрос, стоит уделить внимание следующим нюансам:

    • строение страниц и диапазон вхождения ключевых слов;
    • клики по запросам на конкурентном сайте;
    • особенности текстов: тематические словосочетания, строение.

    Если конкурентный сайт может похвастаться полностью охваченным запросом (то есть под него выделен целый раздел, где все подробно описано), вам стоит повторить этот шаг и дополнить свой проект подобной структурой.

  7. Используйте классические методы оптимизации: текст, точные вхождения, словосочетания в заголовках.

    Как показали исследования, YATI не является чем-то принципиально новым, идущим вразрез с прежними методами. Можно сказать, что технология стала доработкой прежних знаний. Старые алгоритмы никто не отменял, они по-прежнему действуют, поэтому столкнуться с TF-IDF и BM25 тоже придется.

    Если алгоритмы поиска будут иметь недостаточно информации о поведении по рассматриваемому запросу и в базе будет мало хороших примеров, роль близости текста к запросу по смыслу станет важнее.

    Наивысший прирост прослеживается по нечастым запросам. Именно на это направлены существующие алгоритмы. В этом вопросе новая технология придерживается классических канонов, нововведений в ближайшее время не планируется. Это связано с тем, что текущий алгоритм вполне справляется со своими обязанностями, не считая кейсов с накрутками. Качество выдачи остается на высоте.

    На вход YATI подаются разные стримы: сбалансированный список анкоров документации и запросный индекс по кликам.

Подготовлено специалистами отдела seo и аналитики компании Seologic.

Руководитель отдела интернет-маркетинга
Руководитель отдела интернет-маркетинга Об авторе

Специалист с многолетней экспертизой в области интернет-маркетинга.



×